Цели и задачи контрактной системы

Базовые понятия, цели и задачи госзакупок

Базовые понятия, цели и задачи госзакупок

В Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. 44-ФЗ (с последу­ющими изменениями и дополнениями) законодатель в статье 3, определяя базовые понятия контрактной системы, исходит из того, что «контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система в сфере закупок) — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок (федеральный орган испол­нительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию контрактной системы в сфере заку­пок, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Госу­дарственная корпорация по космической деятельности «Роскос­мос», заказчики, участники закупок, в том числе признанные по­ставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные орга­низации, операторы электронных площадок) и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной си­стемы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд».

Исходя из данного определения контрактной системы сформу­лируем некоторые другие базовые понятия и определения, кото­рые также основываются на федеральном законодательстве и/или вытекают из него. По существу их можно считать понятийным ап­паратом и основным содержательным элементом контрактной системы. Иными словами, это некие стандарты, без разработки, принятия и исполнения которых сама контрактная система вооб­ще перестанет существовать.

Итак, процесс определения поставщика (подрядчика, испол­нителя) представляет собой совокупность действий, которые осу­ществляются заказчиками в порядке, установленном федеральным законодательством, начиная с размещения извещения об осущест­влении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государст­венных или муниципальных нужд, завершающихся заключением контракта.

Закупка товара, работы, услуги для обеспечения государствен­ных или муниципальных нужд — это совокупность действий, осу­ществляемых в установленном настоящим федеральным законода­тельством порядке заказчиком и направленных на обеспечение го­сударственных или муниципальных нужд.

Участником закупки может быть любое юридическое лицо не­зависимо от его организационно-правовой формы, формы собст­венности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качест­ве индивидуального предпринимателя.

Государственный заказчик — это государственный орган (в том числе орган государственной власти), действующий от имени Рос­сийской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполно­моченный принимать бюджетные обязательства и осуществляю­щий закупки.

Муниципальный заказчик — это муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени му­ниципального образования, уполномоченные принимать бюджет­ные обязательства от имени муниципального образования и осу­ществляющие соответствующие закупки.

Заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо бюджетное учреждение, осуществляющие закупки.

Государственный контракт, муниципальный контракт — дого­вор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Рос­сийской Федерации, муниципального образования государствен­ным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответ­ственно государственных или муниципальных нужд.

Единая информационная система в сфере закупок — это сово­купность информации, содержащейся в базах данных, информа­ционных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникаци­онной сети Интернет.

Уполномоченный орган, уполномоченное учреждение госу­дарственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, на которые в соответствии с действующим законодательством воз­ложены полномочия по обеспечению централизованных закупок.

Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок — федеральный орган ис­полнительной власти, уполномоченный на осуществление функ­ций по выработке государственной политики и нормативно-пра­вовому регулированию в сфере закупок. В настоящее время ука­занные функции осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации.

Контрольный орган в сфере закупок — федеральный орган ис­полнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципаль­ного района (городского округа), уполномоченные на осушествление контроля в сфере закупок. На федеральном уровне эти функции закреплены за Федеральной антимонопольной службой, в том числе в сфере реализации гособоронзаказа. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (в части материально-технического обеспечения гособоронзаказа), Счетной палатой России (внешний государственный аудит (контроль) и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Эксперт, экспертная организация может быть представлена обладающими специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или определенного ремесла индивидуальными предпринимателями либо юридическими лица­ми с соответствующим опытом и квалификацией.

Главной целью контрактной системы является реализация единого цикла формирования, размещения, обоснования и планирования государственного и муниципального заказа, а так­же обеспечения эффективного контроля за качественным испол­нением заключенных контрактов. В ст. 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ  законодатель конкретизирует основные цели закупок, которые должны осуществляться для:

  • достижения реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации;
  • исполнения международных обязательств Российской Федерации и реализации межгосударственных целевых программ;
  • выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации и входящих в нее субъектов, а также органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов.

Из заявленных целей для теоретического осмысления и практической реализации вытекают конкретные задачи, которые можно представить следующим образом:

  •  выполнение публичных обязательств государства, в основе которых лежат объективные общественные потребности, в том числе и по обеспечению международных обязательств;
  • повышение качества поставляемых товаров, работ и услуг;
  • эффективное использование различных видов ресурсов, в первую очередь трудовых и финансовых;
  • создание единого национального информационного пространства в сфере закупок;
  • надежное, научно обоснованное управление экологическими и технологическими рисками, в основе которых лежат не предсказуемые многочисленные вызовы современного процесса глобализации;
  • привлечение к процессу обсуждения целесообразности закупок общественных организаций и использование их мнения на этапе формирования государственных и муниципальных заказов;
  • существенное снижение коррупции в государственном и муниципальном секторе.

Логическим продолжением рассмотрения теоретических основ современной контрактной системы является раскрытие сущности её важнейших принципов.