Задачи и функции профессионалов

Задачи и функции профессионалов

Задачи и функции профессионалов

После долгих лет тернистого вхождения в либеральную экономику и многочисленных попыток сформировать в России национальную систему государственных закупок с 1 января 2014 г. в стране все же начали создаваться или, во всяком случае, переформатироваться контрактные службы заказчиков в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Именно этот документ, как базовый законодательный акт о контрактной системе, и разработанные позднее другие нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации и методические указания регулирующего федерального органа наиболее последовательно определяют основы механизма их построения и практической деятельности в рамках различных экономических структур.

Как известно, одним из важных направлений реформирования системы госзакупок являются кадровые изменения: создание контрактного сегмента в управленческой схеме у самого заказчика, включающего комиссию по закупкам и штатную контрактную службу (контрактного управляющего), непосредственно отвечающих за исполнение государственного или муниципального заказа. Приказ Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2013 г.. No 631 «Об утверждении типового положения (регламента) о контрактной службе» устанавливает правила деятельности данного структурного подразделения.

Основная новация в кадровых изменениях современной системы госзакупок связана с установлением принципа профессионализма в сфере государственного и муниципального заказа. Государственные закупки в России начали осуществляться еше с 1991 г вскоре после упразднения Госснаба и его органов на местах. Однако схематичный каркас нынешней системы государственных закупок появился лишь к концу 1990-х годов, когда был издан Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Как уже отмечалось, этим указом было утверждено соответствующее Положение, фактически первоначальный, хотя и робкий, шаг к дальнейшему нормативно-правовому совершенствованию всей деятельности государства на рынке товаров и услуг.

Однако требования к профессиональным знаниям представителей заказчика и членов закупочных комиссий в тот период вообще не были установлены. Позднее были приняты соответствующие требования к образовательному минимуму специалистов в области закупок, но и они не имели обязательного характера. Таким образом, почти четверть века в России в системе государственного и муниципального заказа существовали достаточно лояльные требования к специалистам, а зачастую и они не были четко выражены и прописаны в регламентах и утвержденных на местах положениях о контрактных службах.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г., № 44-ФЗ (с изменениями и дополнениями) вводит неукоснительные требования к профессионализму в указанной сфере деятельности и устанавливает обязательное требование для работников контрактных служб и контрактных управляющих иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38, ФЗ 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г.).
Цель данного нововведения состоит в том, чтобы профессионально и ответственно обеспечить реализацию всего цикла закупок — от обоснования и планирования до получения контрактного результата и оценки эффективности осуществления собственной деятельности государственным и муниципальным заказчиком. Причем отбор образовательных учебных заведений для подготовки специалистов в сфере закупок будет проходить после их соответствующей аккредитации.
В связи с этим целесообразно кратко остановиться на разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством образования и науки Российской Федерации Методических рекомендациях по реализации дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации в сфере закупок, утвержденных в марте 2015 г. Сами программы должны быть направлены на совершенствование или получение новых компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности или повышение профессионального уровня в сфере государственных закупок.

Как отмечено в Методических рекомендациях, содержание программ повышения квалификации должно учитывать профессиональные стандарты в сфере закупок, в связи с чем федеральными ведомствами предлагаются наиболее часто востребуемые обучающие программы и их структура. При этом рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения указанных программ в объеме не менее 108 академических часов, однако в отдельных случаях — при реализации программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким программам может быть снижен до 40 часов. При этом, как правило, необходимо устанавливать очную — аудиторную — часть обучения в объеме не менее 40 часов, за исключением случаев обучения руководителей организаций-заказчиков.

Несомненно, дальнейшая прикладная научно-исследовательская деятельность в сфере государственных и муниципальных закупок потребует подготовки соответствующих кадров высшей квалификации через магистратуру, аспирантуру, а в последующем — и через докторантуру ведущих экономических вузов России и государств-членов Евразийского экономического союза. Поэтому нынешние первые магистерские программы, заявленные в последние 2—3 года, дают своеобразный старт процессу подготовки научных и научно-педагогических кадров для общественного хозяйства и высшей школы России.

В настоящее время наиболее явственно и четко, чем это было прежде, вводится принцип персональной ответственности сотрудников контрактной службы за соблюдение требований, предусмотренных законом, и достижение поставленных задач в результате исполнения контракта. Указанные требования в полной мере соответствуют одному из важнейших принципов контрактной системы — принципу профессионализма заказчика (ст. 9 Федерального закона № 44-ФЗ).

Как следует из законодательства, контрактная служба (контрактный управляющий), имея в виду ее особое значение для деятельности законодательных, исполнительных органов, бюджетных организаций, а также различных хозяйствующих субъектов, будет осуществлять полный цикл закупок, включая следующие стадии:
• планирование закупок;
• определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) госзаказа;
• заключение контрактов на исполнение госзаказов;
• контроль и претензионно-исковая работа.

Как правило, создание контрактных служб, особенно у крупных заказчиков, основано на преемственности ранее созданных подразделений. Поэтому чаше всего требуется переформатировать уже действующие структуры и осуществить переобучение сотрудников.
Исходя из положений Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года и последующих изменений и дополнений, целесообразно предложить три модели контрактной службы:
• контрактная служба со специальным структурным подразделением;
• контрактная служба без специального структурного подразделения;
• назначение контрактного управляющего.

Согласно Федерального закона от 5 апреля 2013 г., № 44-ФЗ  контрактная служба создается теми заказчиками, у которых совокупный годовой объем заказа в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб. В этом случае создание контрактной службы является обязанностью заказчика (ч. 1, ст. 38). Поскольку создание специального подразделения не является обязательным, то контрактная служба может создаваться без изменения организационной структуры заказчика.

Если годовой объем закупок не превышает 100 млн руб., то заказчик имеет право сохранить контрактную службу, что вытекает из ч. 2 ст. 38 базового закона о госзакупках. Если же контрактная служба ранее не была создана, то заказчик обязан назначить контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Структура и численность сотрудников контрактной службы утверждается заказчиком, причем в нее должно входить не менее двух человек — должностных лиц из числа работников заказчика. В соответствии со ст. 39 основного закона о госзакупках государственный (муниципальный) заказчик принимает решение о создании комиссии по осуществлению закупок. Заказчик определяет состав комиссии (не менее пяти человек), порядок ее работы и назначает председателя.

Основываясь на действующем законодательстве и соответствующих нормативных актах Правительства Российской Федерации, федерального органа по регулированию контрактной системы в сфере закупок (Минэкономразвития России), представим следующие основные функции и вытекающие из них полномочия контрактной службы (контрактного управляющего) государственных и муниципальных заказчиков. Итак, контрактная служба (контрактный управляющий) осуществляет следующие функции и полномочия:
I. На этапе планирования закупки:
• обосновывает закупки при формировании плана закупок, исходя из требований федерального законодательства о контрактной системе, а также Указа Президента РФ от 6 августа 2014 г. N° 560 «О применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»;
• разрабатывает планы закупок;
• обосновывает и уточняет план-график закупок;
• организует разъяснение и утверждение плана закупок и плана-графика в закупочной комиссии;
• размешает планы закупок в Единой информационной системе (ЕИС) и на сайтах заказчика, а также опубликовывает указанные сведения в открытой печати в соответствии с ч 1 ст. 17 Федерального закона N° 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г.;
• размешает план-график в Единой информационной системе;
• определяет и обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, а также цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком.
II. При определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
• выбирает способ определения поставщика;
• уточняет в рамках обоснования цену контракта, включая закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
• осуществляет подготовку извещений об осуществлении закупок, документации о закупках, проектов контрактов, приглашений для участия в определении поставщиков закрытыми способами и т. д.;

• организует подготовку протоколов заседания комиссии по осуществлению закупок;
• осуществляет подготовку описания объекта закупки в документации о закупке;
• осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии по проведению закупок, в том числе обеспечивает проверку непроведения ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
• обеспечивает при необходимости привлечение на основе контракта специализированные организации для осуществления отдельных функций по определению поставщика;
• обеспечивает осуществление закупки субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций и т. д. в соответствии со ст. 28—30 Федерального закона от 5 апреля 2013 г., № 44-ФЗ;
• подготавливает и направляет по запросу в письменной или электронной форме разъяснения положений документации о закупке.

Профессионализм в системе государственных и муниципальных закупок, конечно, следует считать одним из важнейших приоритетов при подборе кандидатов для занятия определенной должности. Но все же российская практика неоднократно подтверждала, что одного лишь профессионального подхода порой бывает недостаточно, чтобы стать признанным в деловом сообществе специалистом: с понятием профессионализма тесно соседствует порядочность госслужащего, его человеческие качества, психологическая устойчивость и негативное отношение к коррупционным проявлениям на различном уровне.
Именно этим в первую очередь и стоит руководствоваться при подборе и расстановке кадров контрактных служб заказчиков. Не вызывает сомнения и тот факт, что крупнейшие исполнители госзаказа в отдельных секторах экономики, зарекомендовавшие себя в течение длительного времени как добросовестные поставщики товаров и услуг, примут к сведению и практической реализации требования, предъявляемые к специалистам контрактной системы на государственном уровне.