Мониторинг закупок в контрактной системе

Мониторинг закупок в контрактной системе

Мониторинг закупок в контрактной системе

Мониторинг закупок в контрактной системе

Мониторинг закупок — система наблюдений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которые осуществляются на постоянной основе путем сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе о реализации планов закупок и планов-графиков (ч. 1 ст. 97 Закона №44-ФЗ). Нормы о мониторинге в сфере закупок вступают в силу с 1 января 2017 г.(ч. 3 ст. 114 Закона №44-ФЗ).

Мониторинг закупок осуществляется с использованием ЕИС и на основе содержащейся в ней информации, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и на местном уровне в целях оценки степени достижения целей закупок, обоснованности закупок и совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Порядок осуществления мониторинга закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд устанавливается соответственно Правительством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.

Мониторинг закупок обеспечивается Минэкономразвития России, органом исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок, местной администрацией (ч. 10 ст. 97 Закона №44-ФЗ).

Ежегодно результаты мониторинга оформляются в виде сводного аналитического отчета, который Минэкономразвития России представляет в Правительство РФ, а также размещает в единой информационной системе. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определяются Правительством РФ.

В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

С учетом разграничения компетенции мониторинг закупок осуществляют следующие органы:

федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, т.е.

Минэкономразвития России, — мониторинг закупок для федеральных нужд;

орган исполнительной власти субъекта РФ по регулированию контрактной системы в сфере закупок — мониторинг закупок для нужд субъектов РФ;

местная администрация — мониторинг закупок для муниципальных нужд.

Аудит в контрактной системе

Аудит в сфере закупок — контрольные мероприятия, проводимые органами аудита в целях оценки эффективности осуществления закупок путем осуществления анализа и оценки результатов закупок, а также достижения целей осуществления закупок (ст. 98 Закона №44-ФЗ).

Цели осуществления закупок определены в ст. 13 Закона № 44-ФЗ.

            Принцип эффективности — достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, казенными учреждениями, иными юридическими лицами при планировании и осуществлении закупок (ст. Закона №44-ФЗ).

            Органы аудита: Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы субъектов РФ, образованные законодательными (представительными)органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетные органы муниципальных образований (в случае если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованные представительными органами муниципальных образовании в соответствии с предоставленными им полномочиями.

            Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемый органами аудита (контроля), проводится в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок; оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами (ч. 12 ст. 14 Закона о Счетной палате).

            Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №43-Ф3 «О Счетной палате Российской Федерации» (далее — Закон о Счетной палате) включено в перечень функций, осуществляемых Счетной палатой (п. 13 ч. I ст. 13 Закона о Счетной палате). Счетная палата РФ, как следует из ч.5 ст. 101 Конституции РФ, является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

            Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» прямо не указывает на осуществление контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетными органами муниципальных образований аудита в сфере размещении заказов.

В соответствии с положениями ст. 98 Закона №44-ФЗ органы, осуществляющие аудит в сфере закупок, проводят оценку результатов закупок и анализ достижения целей закупок:

  1. при реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами (п. 1 ст. 13 Закона № 44-ФЗ);
  2. при исполнении международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с п. 1ст. 13 Закона №44-ФЗ государственных программ;
  3. при выполнении функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с п. 1 и 2ст. 13 Закона №44-ФЗ функций и полномочий.

            Для достижения целей, указанных в ст. 13 Закона № 44-ФЗ, органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам.

            Кроме того, органы аудита в сфере закупок обобщают результаты своей деятельности и устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, готовят предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах (ч. 4 ст. 98 Закона № 44-ФЗ).

            В ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок проводится оценка обоснованности осуществления закупок, при этом по результатам аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок конкретная закупка может быть признана необоснованной.

            Заказчики и участники закупок обязаны предоставлять в органы аудита необходимые для проведения соответствующих проверок информацию и документы.

Контроль в контрактной системе

            Контроль в контрактной системе разграничен по субъектам, обязанным проводить контрольные мероприятия. Контроль в сфере закупок можно разделить на следующие виды:

  • контроль в сфере закупок (ст. 99 Закона № 44-ФЗ);
  • ведомственный контроль (ст. 100 Закона № 44-ФЗ);
  • контроль, осуществляемый заказчиком (ст. 101 Закона №44-ФЗ);
  • общественный контроль (ст. 102 Закона № 44-ФЗ).

            В свою очередь, контроль в сфере закупок подразделяется на государственный и муниципальный контроль, финансовый контроль и внутренний финансовый контроль.

            Контроль в контрактной системе в сфере закупок осуществляется в отношении следующих субъектов контроля: заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (ч. 2 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Контроль в сфере закупок

            Контроль в сфере закупок, в пределах своих полномочий, осуществляют следующие органы (ч. 1. ст. 99 Закона № 44-ФЗ):

  • контрольные органы в сфере закупок (п. 13 ст. 3 Закона № 44-ФЗ) — ФАС России, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок (осуществляют государственный и муниципальный контроль);
  • Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами (осуществляют финансовый контроль);
  • органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (осуществляют внутренний финансовый контроль).

            Полномочия указанных органов по проведению контроля разграничены в самом Законе № 44-ФЗ. В частности, первая группа перечисленных органов осуществляет все виды контроля, не обозначенные в качестве исключений в ч. 5,8 и 10 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Порядок осуществления такого контроля детально урегулирован в ст. 99 Закона № 44-ФЗ и в целом он совпадает с порядком, установленным в ст. 17 Закона №94-ФЗ.

            Федеральная антимонопольная служба России осуществляет контроль в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений,  операторов электронных площадок, специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом № 44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд.

            ФАС осуществляет контроль в сфере закупок путем проведения плановых и внеплановых проверок:

  • субъектов контроля, осуществляющих закупки в рамках государственного оборонного заказа, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5и 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
  • субъектов контроля, осуществляющих закупки для обеспечения федеральных нужд, сведения о которых составляют государственную тайну в отношении:
    1. соблюдения требований к обоснованию и обоснованности закупок, осуществляемых в рамках государственного оборонного заказа;
    2. нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
    3. определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
    4. применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
    5. соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа условиям контракта;
    6. своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа;
    7. соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги при осуществлении закупок в рамках государственного оборонного заказа, целям закупки.

            Органы исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляют:

  • плановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом № 44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;
  • внеплановые проверки в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ, в отношении специализированных организации, выполняющих в соответствии с Законом № 44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ по основаниям, установленным в ч. 15 ст. 99Закона № 44-ФЗ.

            Органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляют контроль путем проведения плановых и внеплановых проверок по основаниям, установленным в ч. 15 ст. 99 Закона № 44-ФЗ в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих,  комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом № 44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.

            Кроме проведения плановых и внеплановых проверок вышеперечисленные контрольные органы в рамках своих полномочий: рассматривают уведомления об осуществлении закупок у единственного поставщика вследствие возникновения потребности в определенных товарах, работах, услугах в связи с аварией, в иных чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера, непреодолимой силы, возникновения необходимости срочного медицинского вмешательства; согласовывают решение об осуществлении закупок у единственного поставщика вследствие признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений и закрытых способов определения поставщиков.

            Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют с 01 января 2017 г. финансовый контроль за:

  • соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
  • соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся: в планах-графиках и в планах закупок; в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках и в планах-графиках; в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и в документации о закупках; в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, и в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и в условиях контрактов.

            Порядок осуществления финансового контроля, в том числе порядок действий органов финансового контроля при выявлении несоответствия контролируемой информации, устанавливается Правительством РФ, которое вправе определить и иную информация, подлежащую контролю(ч. 6 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

            На основании соглашений с органами управления государственными внебюджетными фондами, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями полномочия в сфере финансового контроля за осуществлением закупок могут быть переданы Федеральному казначейству.

            Помимо указанных полномочий Федеральное казначейство при поступлении сведений в реестр контрактов проверяет наличие информации и документов и их соответствие требованиям, установленным порядком ведения реестра контрактов (ч. 4 ст. 103 Закона №44-ФЗ). В случае несоответствия информации и документов указанным требованиям такие информация и документы не подлежат размещению в реестре контрактов.

            Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом. Согласно ст. 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный)финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся соответственно органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций (далее — органы внутреннего государственного(муниципального) финансового контроля), Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований).

            Субъекты, уполномоченные осуществлять внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере закупок (ч. 9 ст. 99 Закона № 44-ФЗ):

  1. федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (Федеральное казначейство). — в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
  2. орган государственного финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта РФ, — в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ;
  3. орган муниципального финансового контроля, являющийся органом (должностными лицами) местной администрации. — в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

            Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с Указом Президента РФ от 02.02.2016 №41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» является Федеральное казначейство. Бюджетные полномочия данного органа определены ст. 157 Бюджетного кодекса РФ, Федеральное казначейство осуществляет анализ исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций). Органы государственного (муниципального) финансового контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые Федеральным казначейством в целях осуществления указанного полномочия (ч. 3 ст. 157 БК РФ).

            Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ) в отношении:

  1. соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона № 44-ФЗ, при формировании планов закупок и обоснованности закупок;
  2. нормирования в сфере закупок, предусмотренного ст. 19 Закона № 44-ФЗ,при планировании закупок;
  3. определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при формировании планов-графиков;
  4. применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  5. соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата)или оказанной услуги условиям контракта;
  6. своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  7. соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям закупки.

            В свою очередь, осуществление контроля в сфере закупок органами контроля влечет возникновение у заказчиков обязанностей по предоставлению таким органам информации и (или) документов об исполнении требований законодательства РФ и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок.

            Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с закупками, а также установления достоверности учета таких расходов и отчетности. Порядок осуществления такого контроля устанавливает Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, местные администрации в соответствии с требованиями, определенными в ч. 11 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

            Например, порядок осуществления контроля сфере закупок в отношении заказчиков города Москвы установлен Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2014 №112-ПП «Об утверждении Порядка осуществления Главным контрольным управлением города Москвы контроля в финансово-бюджетной сфере№».

            Порядок осуществления контроля соответствующими органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в сфере закупок, устанавливаемый Правительством РФ, предусматривает:

  1. основания, порядок организации, предмет, форму, сроки, периодичность проведения проверок субъектов контроля и оформление результатов таких проверок:
  2. порядок, сроки направления, исполнения, отмены предписаний органов контроля;
  3. перечень должностных лиц, уполномоченных на проведение проверок, их права, обязанности и ответственность;
  4. порядок действий органов контроля, их должностных лиц при неисполнении субъектами контроля предписаний органов контроля, а также при получении информации о совершении субъектами контроля действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения или уголовного преступления;
  5. порядок использования единой информационной системы (ЕИС), а также ведения документооборота в единой информационной системе при осуществлении контроля.

            Порядок проведения плановых проверок регламентирован Приказом Минэкономразвития РФ от 28.01.2011 №30 «Об утверждении Порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков». Плановые проверки проводятся в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок. Предметом таких проверок является проверка соблюдения субъектами контроля при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов о контрактной системе в сфере закупок.

            Изъятие из предмета плановых и внеплановых проверок при осуществлении государственного и муниципального контроля в сфере закупок — это результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными п. 3 и 4 ч. I ст. 32 Закона № 44-ФЗ. При этом установлено, что такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке. Речь идет о таких критериях, как: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

            В отношении каждого заказчика, контрактной службы заказчика, контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, операторов электронной площадки плановые проверки проводятся контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз в шесть месяцев (ч. 13 СТ. 99 Закона № 44-ФЗ).

Плановые проверки проводятся в отношении каждой специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, за исключением указанной в ч. 13 ст. 99 Закона №44-ФЗ комиссии, контрольным органом в сфере закупок не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (ч. 14 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

            Внеплановая проверка проводится в случае:

  • обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего;
  • поступления информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
  • истечения срока исполнения ранее выданного в соответствии с п. 2 ч.22,п. 3 ч. 27 ст. 99 Закона № 44-ФЗ предписания.

            Информация о жалобах, поданных в контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе не требуется (ч. 18ст. 105 закона № 44-ФЗ).

            При выявлении в результате проведения плановых и внеплановых проверок или в результате рассмотрения жалобы о нарушениях законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе:

  1. запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки;
  2. при осуществлении плановых и внеплановых проверок беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа(распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) такого органа контроля о проведении проверки посещать помещения и территории, которые занимают заказчики, требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ, оказанных услуг, а также проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю;
  3. выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. При этом в рамках осуществления контроля, предусмотренного и. 1—3 ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, предписания выдаются до начала закупки;
  4. составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
  5. обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

            При выявлении в результате проведения контрольными органами в сфере закупок плановых и внеплановых проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, указанные органы контроля обязаны передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в течение 2 рабочих дней с даты выявления такого факта.

            Разграничение контрольных полномочий при осуществлении контроля в сфере закупок. В Законе № 44-ФЗ определено, как решаются вопросы при возникновении противоречий между решениями, вынесенными контрольными органами различных уровней (федерального, регионального и местного).

            Общее правило — решения, вынесенные органом более низкого уровня, не могут противоречить решениям органа более высокого уровня, вынесенным в отношении одной и той же закупки (ч. 17 и 18 ст. 99 Закона № 44-ФЗ), а именно:

  • решения уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, которые приняты по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не могут противоречить решениям уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, которые приняты по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки;
  • решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа исполнительной власти субъекта РФ. которое принято по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не может противоречить решению уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, которое принято по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки.

            Если в отношении одной и той же закупки принято несколько решений контрольных органов разного уровня, то применению подлежит решение контрольного органа более высокого уровня (ч. 19 и 20 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). При этом Закон № 44-ФЗ (ч. 19 ст. 99) предписывает федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление контроля в сфере закупок, при принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки рассматривать и оценивать доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка.

            Информация о проведении плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в ЕИС и (или)реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний (ч. 21 ст. 99 Закона №44-ФЗ).

            Порядок ведения данного реестра, включающий, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения названных документов и информации в обозначенном реестре, утверждается Правительством РФ. В ЕИС должна размещаться информация о проведении проверок не только контрольными органами в сфере закупок, но и органами финансового контроля.

Ведомственный контроль

            Ведомственный контроль (ст. 100 Закона № 44-ФЗ) за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков осуществляют Государственные органы (в том числе органы государственной власти). Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация но космической деятельности «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления.

            На основании ст. 100 Закона №44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. №89' утверждены Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд.

            Согласно указанным Правилам каждый орган ведомственного контроля(высший исполнительный орган государственной власти субъекта Рос-сийской Федерации, местной администрации) должен утвердить соответствующий регламент.

            В частности, ведомственному контролю в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд подлежит (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014№89):

  • соблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок;
  • соблюдение требований о нормировании в сфере закупок;
  • правильность определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
  • предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;
  • соблюдение требований, касающихся участия в закупках субьектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • соблюдение требований по определению поставщика;
  • обоснованность в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика, а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика для заключения контракта;
  • применение заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем)условий контракта;
  • соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • своевременность, полноту и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

            Кроме того, с 1 января 2017 г. проверке подвергаются:

  1. соблюдение требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;
  2. соответствие информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до сведения заказчика;
  3. соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся: в планах-графиках, — информации, содержащейся в планах закупок; в протоколах определения поставщиков, — информации, содержащейся в документации о закупках; в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, — информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков; в реестре контрактов, заключенных заказчиками, — условиям контрактов.

            Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных мероприятий, которые проводятся но поручению, приказу (распоряжению) руководителя органа ведомственного контроля (п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 №89).

  • О предстоящей ведомственной проверке орган контроля уведомляет заказчика путем направления уведомления, которое должно содержать не только предмет проверочного мероприятия (в том числе период времени, за который проверяется заказчик), но и перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление мероприятия ведомственного контроля, а так же запрос о представлении документов, информации, материальных средств, необходимых для осуществления мероприятия ведомственного контроля.

            На ведомственный контроль отведено 15 календарных дней (п. II Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 №89). При этом данный срок может быть продлен, но только однократно и не более чем на 15 дней.

            Права должностных лиц при осуществлении ведомственного контроля определены п. 12 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 №89, но более подробно они устанавливаются в соответствующих регламентах.

            Контролеры имеют право на: беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания заказчика (в необходимых случаях — на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и уведомления; истребование необходимых документов; получение объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам контроля.

            По результатам ведомственного контроля составляется акт проверки, который подписывается проверяющим и представляется руководителю органа ведомственного контроля.

            Если выявлены нарушения, должностные лица органа ведомственного контроля разрабатывают и утверждают план их устранения. Если выявлены действия (бездействие) с признаками административного правонарушения, материалы проверки направляются в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, а если с признаками состава уголовного преступления — в правоохранительные органы.

            С 1 января 2017 г. проверяющие должны иметь высшее образование или дополнительное образование в сфере закупок.

            Ведомственный контроль производится в соответствии с регламентом, утвержденным органом ведомственною контроля.

            Так, в соответствии со ст. 100 Закона № 44-ФЗ и п. 2 постановления Правительства РФ от 10 февраля 2014 г. №89 Минприроды России и Федеральным медико-биологическим агентством приняты соответственно Приказ Минприроды России от 22.05.2014 №226 «Об утверждении регламента организации и проведения ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд в отношении подведомственных Минприроды России федеральных служб, федеральных агентств и федеральных государственных бюджетных учреждений» и «Регламент осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения государственных нужд в отношении подведомственных организаций Федерального медико-биологического агентства», утвержденный ФМБА России 11.04.2014-. Предметом данных документов являются соблюдение законодательства о контрактной системе посредством проведения контрольных мероприятий в форме проведения плановых и внеплановых проверок, которые могут быть как выездными, так и документарными.

            Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 7 марта 2014 г.№ 29п утвержден регламент проведения ведомственного контроля в сфере закупок. Данный регламент устанавливает порядок проведения Пенсионным фондом Российской Федерации и отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации ведомственного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в отношении подведомственных им заказчиков: территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и Информационного центра персонифицированного учета (ИЦПУ).

            Также приняты: Приказ Минкультуры России от 22 мая 2014 г. №865«Об утверждении Регламента проведения Министерством культуры Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд»; Приказ Федерального казначейства от 29 мая 2014 г. № 106 «Об утверждении Регламента проведения Федеральным казначейством ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд».

            Документы устанавливают порядок проведения Министерством культуры РФ и Федеральным казначейством ведомственного контроля за закупками товаров, работ, услуг подведомственными им заказчиками.

            Подобные регламенты проведения ведомственного контроля ранее были утверждены Федеральной службой государственной статистики(приказ от 24 марта 2014 г. №202), Федеральной таможенной службой(приказ от 25 марта 2014 г. № 519), Министерством образования и науки Российской Федерации (приказ от 23 апреля 2014 г. № 398), Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (приказ от 5 мая 2014 №376) и другими органами власти.

            Наличие такого контроля делает крайне рискованными недобросовестные сговоры между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по контракту.

Контроль, осуществляемый заказчиком

            Сами заказчики тоже должны исполнять функции по контролю, они обязаны контролировать: исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством РФ; привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

            В качестве осуществления заказчиком контроля за привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНО Закон № 44-ФЗ предусматривает право заказчика при определении поставщика установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику(подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом СМП или СОНО, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО. Письмом Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № Д28и-2183 разъяснено, что документами, которыми возможно подтвердить привлечение исполнителем контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, могут быть копии договоров, актов выполненных работ, платежных поручений и прочее.

Общественный контроль

            Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок — это контроль со стороны граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц, который осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях (ст. 102 Закона № 44-ФЗ).

            При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля. Запросы и иные обращения, направленные от общественных объединений или объединений юридических лиц, рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение30 дней.

            Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:

  1. готовить предложения по совершенствованию законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;
  2. направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
  3. осушестатять независимый мониторинг и оценку эффективности закупок, в том числе оценивать процедуры закупок и результаты исполнения контрактов в части их соответствия требованиям Закона № 44-ФЗ;
  4. обращаться от своего имени в государственные органы и органы местного самоуправления с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с Законом N44-ФЗ;
  5. обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления признаков состава преступления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы заказчика, контрактных управляющих;
  6. обращаться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством РФ.

            Члены общественных объединений и объединений юридических лицо бязаны обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля.

 Обязательное общественное обсуждениезакупок в контрактной системе

            Закон № 44-ФЗ предусматривает введение нового института для современного законодательства — института обязательного общественного обсуждения закупок (ст. 20 Закона №44-ФЗ). Данный институт представляет определенную форму общественного контроля.

            Обязательное общественное обсуждение закупок устанавливается ст. 20 Закона № 44-ФЗ.

            В соответствии со ст. 20 Закона № 44-ФЗ в целях общественного контроля Правительством РФ устанавливаются случаи обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ и услуг и порядок их проведения.

            Обязательное обсуждение должно начинаться (ч. 1 ст. 20 Закона № 44-ФЗ) с даты размещения планов закупок в ЕИС, а заканчиваться не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок(ч. 1 ст. 36 Закона №44-ФЗ). Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

            В законодательстве субъектов РФ, а также в муниципальных правовых актах могут быть установлены иные случаи проведения общественного обсуждения закупок для обеспечения региональных или муниципальных нужд соответственно.

            Пользование ЕИС в целях участия в обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ, услуг осуществляется после прохождения процедуры самостоятельной регистрации и авторизации на официальном сайте ЕИС. Таким пользователям доступны следующие функции: участие в обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ, услуг на официальном сайте ЕИС; получение (просмотр) информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС; размещение на указанном сайте замечаний и предложений (комментариев); получение электронных почтовых или иных сообщений с официального сайта ЕИС

            Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность внесения изменений в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках, а также отмены закупок по результатам обязательного общественного обсуждения (ч. 3 ст. 20 Закона № 44-ФЗ).