FAQ

Общие вопросы

1Как правильно в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик должен размешать информацию на официальном сайте?
В Письме ФАС РФ от 30 июня 2014 г. № АЦ/26237/14 было разъяснено, что на официальном сайге закупок заказчик должен размешать информацию таким образом, чтобы участник мог свободно ее получить, а также скопировать. Вот точная цитата: «...информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб- обозревателя («гипертекстовый формат»), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра («документ в электронной форме»). Таким образом, по мнению ФАС России, «если документация о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления — текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, то данное действие нарушает часть 4 статьи4, часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
2Как исчисляются сроки в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ?
Сроки исчисляются по правилам гражданского законодательства. Так, например, действует ст. 193 ГК РФ об окончании срока в нерабочий день. Если срок подачи протокола разногласий выпадает на нерабочий день, то срок заканчивается в первый рабочий день, следующий за нерабочим днем (см., напр., Постановление 3 ААС от 26.09.2014 № АЗЗ-7712/2014). Аналогичный вывод сделан Минэкономразвития РФ: срок в рамках контрактного законодательства определяется по правилам гл. 11 ГК РФ. Об этом сказано в п. 2 Письма Минэкономразвития РФ от 22.01.2015 № Д28и-118. Объяснить позицию Министерства можно тем, что контрактная система регулируется, в том числе гражданским законодательством (ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Обратный вывод сделан в Решении АС Приморского края от 27.05.2015 № А51-2694/2015 применительно к подаче заявок. Суд отметил следующее: «Судом отклоняется ссылка заявителя на статью 193 ГК РФ, поскольку Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ не предусматривает возможности изменение сроков, установленных указанным законом, в зависимости от категории дня. Субъекты предпринимательской деятельности имеют возможность подать заявку на участие в аукционе, в том числе и в выходные (праздничные) дни, поскольку не связаны с работой лиц, оказывающих услуги по доставке корреспонденции, и доступ к электронной площадке обеспечивается в любое удобное для участников время».
3До какой степени можно конкретизировать описание объекта закупки?
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. При этом описание не должно искусственно ограничивать конкуренцию. Поэтому в каждом конкретном случае суды по-разному оценивают включение в описание объекта закупки тех или иных элементов. Так, например, если заказчик описывает конкретные химические показатели товара, суд может признать это законным (Постановление Арбитражного суда ВВО от 24.11.2014 № А28-2623/2014). Однако в других случаях суды могут расценить это как нарушение требований антимонопольного законодательства. Поэтому заказчик должен внимательно отнестись к этому вопросу. Интересный ответ на этот вопрос дан в Письме ФАС РФ от 14 апреля 2015 г. № АК/18070/15. Само Письмо непосредственно касается закупок бандажей, корсетов. Однако, рассматривая этот вопрос, ФАС РФ отметила следующее: «Установление заказчиками требований необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, вплоть до соответствия товару одного производителя, приводит к ограничению количества участников размещения заказа, не создает предпосылок для экономии бюджетных средств. Напротив, соблюдение заказчиками конкурентных основ описания объекта закупки, под которое попадают товары различных производителей, приводит к увеличению количества участников закупок и значительной экономии бюджетных средств». Вместе с тем в Письме Минэкономразвития РФ от 23.09.2015№ ОГ-Д28-12387 сказано, что законодательство о закупках не устанавливает правил детализации описания объекта закупок.
4Можно ли в один лот объединять строительство и поставку оборудования?
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ объединять в один лот работы, товары и услуги, которые не связаны технологически или функционально, нельзя. Однако на практике определить ситуации, когда технологически или функционально работы, услуги или товары не связаны, крайне сложно (см. как пример Постановление 17 ААС от 25.02.2011 N 17АП-13824/2010, Определение ВАС РФ от 26.06.2012 N ВАС-7908/12, Постановление ФАС ЦО от 14.11.2007 N А54-65/2007). В Определении Верховного Суда РФ от 23.03.2015 N 304-КГ15-1413 сделан вывод о правомерности объединения в один лот строительных работ и поставки оборудования. Для суда решающим стало то, что приобрести оборудование для поставки может любая строительная организация. Поэтому требование о поставке оборудования, наряду со строительными работами, является законным.
5Можно ли в заявке указывать две страны происхождения товара?
Нет, нельзя. Такой вывод сделан в Решении УФАС Омской области от 26.05.2015 № 03-10.1/172-2015. В частности УФАС отметило: «Комиссия считает правомерным отказ заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, поскольку в заявке на участие в электронном аукционе Общество в отношении одной позиции товара указало две страны происхождения товара, в то время как в силу подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, наименование страны происхождении товара, т.е. Федеральным законом императивно установлено требование к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе только одной страны происхождения товара в отношении конкретного товара».
6Может ли заказчик требовать от участника закупки в составе заявки указывать точный срок гарантии?
Нет, не может. Такой вывод сделан в Решении АС Москвы от 28.01.2015 № А40-187071/2014. В частности суд указал на следующее: «Исходя из положений ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требование о предоставлении в составе заявки конкретных показателей может быть установлено исключительно применительно к характеристикам закупаемого товара (услуги). То есть заказчик вправе устанавливать требование об указании конкретных показателей по значениям, относящимся к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам объекта закупки. Вместе с тем, гарантия производителя и ее срок не является функциональной, технической, качественной либо эксплуатационной характеристикой товара. Гарантия производителя является самостоятельной правовой категорией, регулируемой ст. 471 Гражданского Кодекса Российской Федерации и представляет собой способ обеспечения качества товара (в том числе всех его характеристик) на определенный срок. В силу ст. 471 Гражданского Кодекса Российской Федерации гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара (применительно к настоящему случаю с момента подписания акта ввода в эксплуатацию), ввиду чего данный срок не может быть указан конкретно. Требование к наличию гарантии производителя и ее сроку подлежит указанию в обшей части аукционной документации в качестве отдельного требования, факт соответствия которому в силу п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе выражается посредством предоставления впервой части заявки согласия на поставку товара, а не посредством указания ее конкретного показателя. В связи с этим, требование государственного заказчика об указании конкретных показателей срока гарантии производителя, не являющейся характеристикой закупаемого товара, правильно оценено Московским УФАС России как излишнее и нарушающее ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе».
7Можно ли отклонить заявку, если она не содержит сведений о гарантийном сроке?
Нет, нельзя. Такой вывод сделан в п. 1 Письма Минэкономразвития РФ от 08.07.2015 № Д28и-1989. Министерство считает, что гарантийный срок не является характеристикой объекта закупки. Поэтому нельзя отклонить заявку, если участник не указал гарантийный срок.
8Можно ли отклонить заявку, если наименование страны происхождения в заявке указано недостоверно?
Нет, нельзя. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 10.11.2015 № Д28и-3295. Министерство основывает свой вывод на том, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ не предусматривает соответствующего основания отклонения заявки.
9Должен ли заказчик отклонить заявку, если в составе заявки нет сертификата о месте происхождения товара?
Да, должен. В соответствии с ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ в составе второй части заявки должны быть в том числе документы, подтверждающие соответствие условиям, запретам и ограничениям в рамках ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ. Документом, подтверждающим место происхождения, является сертификат по форме СТ-1. В случае отсутствия сертификата, заявка отклоняется. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 11.11.2014г. № Д28и-2315. Причем заявка отклоняется даже в том случае, если в первой ее части было указано место происхождения товара (Письмо Минэкономразвития РФ от 31.12.2014 г.№Д28и-2917). Аналогичные выводы сделаны в Письме Минэкономразвития РФ от 10.02.2015 г. №Д28и-184, Письме Минэкономразвития РФ от 17.09.2015 № Д28и-2780. Применительно к Приказу Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 г. №155 вывод об этом сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 30.11.2015г. №Д28и-3441.
10Как подтверждать страну происхождения товара?
Данный вопрос актуален при применении Приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 № 155, которым установлен запрет на допуск к участию в закупках отдельных товаров. В рамках этого Приказа специально не указано, каким документом подтверждается страна происхождения товара. В Письме Минэкономразвития РФ от 27.07.2015 № ОГ-Д28-10063 сказано, что в этом случае страна происхождения может быть подтверждена любым способом. В том числе это может быть СТ-1, декларация, составленная в произвольной форме. Однако в Письме Минэкономразвития РФ от 17.09.2015 №Д28и-2780 сказано, что страна происхождения подтверждается сертификатом по форме СТ-1.
11Может ли участник предоставить сертификат СТ-1, выданный третьему лицу?
Да, это возможно. В некоторых случаях требуется сертификат СТ-1 для подтверждения страны происхождения товара. Возникает вопрос: можно ли предоставить сертификат, который был выдан на имя третьего лица, не участника закупок? В судебной практике считается, что это возможно. Так например, в Решении АС Свердловской области от 30.04.2015№ А60-4073/2015 сказано следующее: «Ссылку заявителя на Приложение № 2 к приказу ТПП РФ от25.08.2014 № 64 суд считает несостоятельной, так как при наличии действующего акта экспертизы подача нового заявления на выдачу акта экспертизы является нецелесообразным в виду того, что ранее выданный акт на соответствие предполагаемого к поставке товара подтверждает соответствие товара требованиям законодательства Российской Федерации, в связи с чем отсутствует необходимость проведения повторной экспертизы».