Электронная подпись в 2020 году

Выбрать Удостоверяющий центр можно на сайте Минкомсвязи, где представлен полный перечень аккредитованных УЦ.

Заявку на получение электронной подписи можно заполнить на сайте или в офисе Удостоверяющего центра.

Созданную подпись можно получить лично в точке выдачи или направив туда своего представителя, на которого должна быть оформлена доверенность. Можно также получить ее курьерской доставкой. Специалист расскажет, как пользоваться подписью, а при необходимости может даже установить на компьютер требуемое программное обеспечение.

Сегодня ЭЦП можно получить путем оформления заявки на Едином портале Электронной подписи. В заявке должны быть указаны контактные данные и реквизиты. После отправления заявки на связь выходит специалист авторизованного АЭТП удостоверяющего центра региона, откуда поступила заявка. Он рассказывает, что следует делать дальше. Одновременно на электронную почту отправителя заявки приходит письмо, в котором содержится список необходимых документов, счет на оплату услуги и контактные данные курирующего менеджера.

Легко и быстро оформить квалифицированную подпись можно, подав заявку через Сбербанк Онлайн Бизнес. При этом требуется минимальное количество документов. Доставить подпись заказчику может курьер.

Последовательность получения электронной подписи:

1. Выбрать УЦ, учитывая наличие у него лицензии и аккредитации в Минкомсвязи.
2. Заполнить заявление. Есть УП, где при введении данных заявителя заполнение заявления происходит автоматически. Его следует распечатать, проверить и подписать. Если заявление подается дистанционно, после подписания документ сканируется и отправляется обратно в УЦ.
3. Получить необходимую консультацию о требуемом комплекте документов от специалиста, который свяжется с заявителем в течение дня отправления заявления.
4. Оплатить счет и собрать документы. Для ускорения процесса оформления документы можно отправить по электронной почте. Но не все сканы документов принимаются. Документы должно быть легко читать, не должно быть разводов и размытых фрагментов, желательно цветное изображение.
5. Получить сертификат электронной подписи. Он выдается после сверки данных паспорта с оригиналом заявителю или его доверенному лицу, которому потребуется предоставить заверенную подписью и печатью доверенность.

Получение электронной подписи физическим лицам стоит в среднем одну тысячу рублей. Для юридических лиц стоимость стандартной КЭП, позволяющей участвовать в государственных закупках, сдавать отчеты и пользоваться сайтом государственных услуг составляет две – три тысячи рублей. Цена ЭП для сдачи бухгалтерской отчетности колеблется в границах от двух до пяти тысяч рублей, для взаимодействия с ЕГАИС – от трех до пяти тысяч рублей, для участия в торгах – более десяти тысяч рублей.

Срок выдачи сертификата устанавливает УЦ. Обычно он составляет три дня после оплаты услуги. Некоторые УП предлагают за дополнительную плату от двух до четырех тысяч рублей создать ЭП за несколько часов.

Сложные практические ситуации при использовании электронной подписи в 2020 году

Может случиться, что работник, на которого была оформлена ЭП, увольняется. Поскольку подпись оформлена не на должность, а на самого человека, необходимо срочно обратиться в УЦ, выдававший сертификат ЭП.

УЦ внесет сертификат в реестр отозванных сертификатов, и с данного момента подпись уволившегося работника станет недействительной.

Если этого не сделать, нечестный сотрудник, имеющий доступ к своему компьютеру, может после увольнения подписать какой – либо документ от имени организации.

Новому сотруднику надо будет оформить новую электронную подпись.

Специалисты советуют включить в локальный нормативный акт или прямо в трудовой договор обязанность обеспечить конфиденциальность закрытого ключа ЭП и сохранность ее аппаратного носителя.

Введение электронной подписи в РФ

Впервые закон об электронной подписи был принят и в нем содержалось название – электронная цифровая подпись.

В настоящее время использование электронной подписи регулируется Федеральным законом № 63 – ФЗ. Федеральный закон № 63-ФЗ.

Принять новый ФЗ потребовалось для приведения отечественного законодательства в соответствие с международными стандартами. Новый закон разрешил получать электронную подпись юридическим лицам, закрепил аккредитацию УЦ. Также им были введены два вида электронной подписи – простая и усиленная.

Сокращенная аббревиатура, к сожалению, имеет серьезный недостаток. Когда ее вводят в поисковую строку, результатом выдачи могут стать электрические плиты и перфораторы, эпоксидные эмали и иные не относящиеся к нужной теме информационные продукты.

 Федеральное казначейство информирует, что в соответствии с письмом ФСБ России от 07.09.2018 №149/7/6-363, указанным в уведомлении Минкомсвязи России об организации перехода на использование электронной подписи по ГОСТ Р 34.10-2012, с 01.01.2020 запрещено подписание информации и документов с использованием сертификата электронной подписи (далее – сертификат) по ГОСТ Р 34.10-2001.

В связи с этим, доступ к функциональности ЕИС с 01.01.2020 будет осуществляться только с использованием сертификатов по ГОСТ Р 34.10-2012.

Владельцам сертификатов по ГОСТ Р 34.10-2001 для работы в ЕИС с 01.01.2020 рекомендуем заранее получить сертификат по ГОСТ Р 34.10-2012 в любом удостоверяющем центре, аккредитованном Минкомсвязью России. Проверить схему ГОСТ в вашем сертификате можно с помощью инструкции, доступной по ссылке.

Последние новости

Совет федерации РФ одобрил закон о совершенствовании регулирования в области электронной подписи и ужесточении требований к удостоверяющим центрам.

В законе установлены требования к порядку аккредитации и деятельности УЦ, которые создают и выдают сертификаты ключей проверки электронных подписей. Теперь максимальный срок аккредитации будет составлять только три года вместо прежних пяти лет.

Решение об аккредитации УЦ станет принимать правительственная комиссия в утвержденном правительством РФ порядке. Не менее 30% численности членов этой комиссии должны быть представителями АНО «Цифровая экономика».

Если до сих пор УЦ обязан был иметь чистые активы стоимостью не ниже 7 млн. руб., то в соответствии с новым законом минимальный капитал УЦ должен быть не меньше 1 млрд. руб. или 500 млн. руб. при условии наличия не менее чем в 75 % регионов страны одного или более филиалов или представительств УЦ.

Минимальный размер финансового обеспечения УЦ повышается законом с тридцати до ста млн. руб., максимальный – со ста до двухсот миллионов, а для хранения ключа ЭП он установлен соответственно в двести и триста миллионов.

Новым законом пересмотрены правила оформления квалифицированных электронных подписей для компаний. Допускается использование одной электронной подписи директора при условии, что он сам подписывает документ. При отправлении отчетности другим сотрудником кроме подписи директора нужна заверенная руководителем электронная доверенность.

Полномочия выдавать усиленную электронную подпись бизнесу закон разрешает только ФНС и аккредитованным центрам, которых выберут налоговики.

Закон должен вступить в действие с 1 июля 2020 г. Выданные до этого дня сертификаты будут действительны до истечения их срока или срока аккредитации УЦ